eSIM заставит автомобили поумнеть

Сегодня сложно кого-то удивить тем, что автомобили подключаются к интернету. Сервисы каршеринга, по сути, основаны на возможности автомобилей передавать телематическую информацию, благодаря чем машину можно забронировать, дистанционно запустить обогрев или кондиционер, а в ряде случаев получить и доступ к информационно-развлекательным сервисам. Тем не менее, это лишь вершина айсберга. Если автомобили каршеринга больше напоминают терминалы, подключаемые к главному компьютеру, то по-настоящему подключенные автомобили полностью самостоятельны, а их владельцы не зависят от желаний владельцев платформ. По прогнозу агентства Juniper Research, к 2025 году количество таких подключенных автомобилей вырастет до 200 миллионов. Драйвером почти стопроцентного роста за пять лет станет распространение eSIM, которые окончательно перережет пуповину, связывающую нынешние подключенные автомобили и операторов. Последние, впрочем, смогут трансформироваться в сервис-провайдеров и получить свой кусок пирога. А он не так уж и мал, к 2025 году выручка сопутствующих сервисов достигнет 3 миллиардов долларов.

Сегодня для того, чтобы сделать автомобиль умнее, требуется дополнительное оборудование, включая модем, жестко привязанный к конкретному оператору. Примером может послужить система «Яндекс.Авто», которая поставляется с модемом МТС. Но замкнутость на конкретном операторе и сервис-провайдере не дает той гибкости, которая появляется даже при использовании Android Auto или Car Play. Эти платформы работают в связке со смартфоном водителя, используя его мобильный трафик. Количество приложений несравненно выше, чем в случае того же «Яндекс.Авто», который завязан исключительно на сервисы «Яндекса», к тому же не приходится оплачивать дополнительную SIM-карту МТС. Переход на eSIM позволит автопроизводителям снизить издержки, возникающие при выпуске автомобилей для разных стран — eSIM можно подключить к любому оператору, поддерживающему эту технологию. В России eSIM работает в тестовом режиме, но в большинстве развитых стран она доступна в коммерческой эксплуатации. Как следствие, бразды контроля над автомобилем возвращаются к автопроизводителям, которые самостоятельно смогут решать, кого из IT-гигантов пускать в автомобиль, а кому придется продолжать пытаться впарить отдельную железку со свисающим на проводе модемом.

В Junper Research уверены, что такая трансформация может сформировать новый рынок сервисов, которые смогут увеличить комфорт использования автомобиля. Особенно с приходом 5G, хотя этот процесс будет явно медленнее, чем на рынке смартфонов. По прогнозу агентства, к 2025 году только 30 миллионов автомобилей будет подключены к 5G сетям, но трафика они будут генерировать гораздо больше других. Так что операторы смогут использовать преимущества 5G сетей и продавать подключение к ним дороже, чем к LTE и более древним сетям. Стоит отметить, что 5G автомобилю потребуется не столько для трансляции видео через информационно-развлекательную систему — с этим вполне справляются LTE-сети — сколько для взаимодействия автомобиля с окружающей инфраструктурой.